Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции.О времени появления першеронской породы - единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади.
Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, очень сильной и работоспособной. Масть ее обычно была гнедой: типичную для современных першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы. Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах - он-то и стал прообразом першеронской породы. Но минули века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей.
В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов выращивали тяжелых лошадей, для армии - более легких верховых. Позднее крупные тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и большинство хозяйств Перша стремилось "утяжелить" своих лошадей. Но для внутреннего рынка по-прежнему разводили сухую и подвижную, не столь массивную лошадь. Российский "Журнал коннозаводства и охоты" в 1853 году описывает першеронов, разделяя их на больших и малых. Малые першероны - среднего роста и легки на ходу, они годны и под седло, и для быстрой упряжной езды; большие - выше, плотнее, массивнее, они более приспособлены для медленной возки тяжестей и полевых работ. Вот как характеризует эти типы один из тогдашних владельцев першеронских лошадей: "Под грубою формою першеронская лошадь представляет Геркулеса, двигающего огромные тяжести, а в формах более легких она, как легконогий Ахилл, влечет Ост-Индскую почту между Марселем и Булонью по 18 км в час. А засим не служит ли эта лошадь для першеронского жителя предметом гордости и выгоды, когда она, только что отлученная от матки, продается уже почти за ту цену, которую ремонтеры предлагают за лошадей взрослых!"
Долгое время першероны были лучшими лошадьми для почтовых дилижансов. Однако в 1838 году началось строительство первой французской железной дороги. Тогда першероны "переквалифицировались" на городские омнибусы, и для породы наступил поистине "золотой век". Спрос на этих лошадей был очень высок: ежегодно для парижских омнибусов закупалось до 4 тысяч першеронов! К тому же развитие земледелия и успехи сельского хозяйства поставили коннозаводство Франции на высокую ступень доходности. Лучшие кобылы и жеребцы были так же известны, как в наше время победители приза Триумфальной арки. Ежегодно множество прекрасных лошадей продавалось и на экспорт.
Перспективы развития породы в нашей стране
Основное предназначение першерона в России - улучшение рабочепользовательной лошади. Значительный массив "першеронизированных" лошадей имеется в Центрально-Черноземном районе, где першероны хорошо адаптировались к местным природно-климатическим условиям.
Першероны Октябрьского конного завода имеют отличный тип, правильное сложение, достаточно крупный рост и хорошую работоспособность - они на 90% отнесены к классу "элита". Поддерживается стройная система мужских линий и маточных семейств. В настоящее время в заводе на основе вывезенных из Франции производителей формируются новые линии: Арпона и Успеха, привезенного в конный завод в утробе матери, кобылы Удинэ.
Першероны Октябрьского конного завода отличаются удивительной неприхотливостью и нетребовательностью к кормлению и содержанию. Кобылы круглогодично содержатся под открытым небом и загоняются в помещения лишь в очень сильное ненастье, и даже если в зимне-весенний период не хватает кормов, лошади достаточно быстро восстанавливаются с началом пастбищного сезона.
Питомцы этого конного завода в последние годы пользуются спросом. Ульяновская госконюшня постоянно приобретает здесь лошадей - она на 70% укомплектована жеребцами першеронской породы. Частые гости и коневоды соседних Самарской и Нижегородской областей, а также Татарии.
Питомцы конного завода были приобретены даже Владимирской госконюшней, где традиционно разводят владимирских тяжеловозов. Казалось бы, першерон уже доказал свою необходимость в нашей стране. Однако внимания к этой породе сегодня явно недостаточно. ВНИИ коневодства прекратил работу с ней еще в 1960-х годах, и с тех пор разведение першеронов никто не координирует. Это не могло не сказаться на породе. Численность першеронов неуклонно снижается; в Октябрьском конезаводе количество маток колеблется, но давно уже не превышает ста голов...
Экстерьер и рабочие качества
Популярность и признание во многих странах мира першерон получил благодаря своим уникальным качествам. Это порода, в которой удалось добиться сочетания ценнейших особенностей как тяжеловозных, так и верховых лошадей. Першероны обладают унаследованными от арабских лошадей благородством, сухостью конституции, гармоничностью сложения, энергией и легкостью движений и одновременно массивностью и атлетической силой тяжеловоза. У них крупная, но изящная голова с широким лбом и прямым профилем, живые глаза, широкие ноздри, красивой формы шея с развитым гребнем и пышной гривой, хорошо развитая холка, косая лопатка, широкая и глубокая грудь, округлые ребра, короткие и прямые спина и поясница, длинный, прямой и немного раздвоенный круп, сухие мускулистые ноги с широкими сильными суставами, короткая и широкая пясть, крепкие копыта, щетки на ногах выражены не сильно.
Во Франции предпочитают серую масть, но встречаются и вороные першероны. Их начали разводить в основном для экспорта, особенно в Америку, которая покупала вороных першеронов как более практичных в уходе. Другие масти, кроме серой и вороной, в породе практически не встречаются. Рост першеронов варьируется от 158 до 175 см при живой массе около 700-900 кг. Они добронравны, с хорошим здоровьем и легко приспосабливаются к различным условиям.
Правильность сложения, прекрасный экстерьер и энергичный темперамент у першерона дополняются большой силой и выносливостью. В специальных испытаниях для тяжеловозов першероны показывают высокие результаты. Груз весом в 1-2 тонны они легко везут рысью на довольно большие расстояния. В конце прошлого века многие першероны, запряженные в омнибусы, ежедневно проходили до 65 км.Першероны позднеспелы. Чтобы вырастить хороших жеребят, нужно полноценное кормление, пастбища, активный моцион жеребых кобыл. Кобылы плодовиты, выход жеребят из расчета на 100 маток составляет 75-85%. Продолжительность заводского использования першеронов - 22-25 лет. Скрещивание першеронов хорошо с другими, более легкими, породами дает хорошие результаты. Его используют для получения охотничьих и спортивных лошадей.
До недавнего времени всем французским тяжеловозам купировали хвосты. Считалось, что длинный хвост может запутаться в упряжи, но, возможно, у этого обычая была и какая-то ритуальная подоплека. В любом случае главным оправданием здесь была давняя традиция, а лошадь лишалась естественного средства защиты от насекомых. Однако этой традицией всерьез занялись защитники животных, и в 1996 году на купирование хвостов был наложен запрет.
Инна Цыганок
"Конный мир" ?5 2001г