http://s60.radikal.ru/i169/0904/56/42ce14ec19d1.jpg
В августе 2004 года нашу страну впервые посетила Силк Валентин, замечательный человек и выдающийся маэстро лошадиного дела. Да, да, та самая немецкая женщина в инвалидной коляске, которая сумела сделать из своих жеребцов фризов ласковых котят. Весь свой безудержный нрав и мощь они подари ей, той, что не разу не сидела на них верхом. Они податливы и предупредительны, по щенячьи послушны, буквально по мановению руки выполняют элементы высшей школы. Силк Валентин любезно согласилась дать мастер-класс, на котором еще раз продемонстрировала всю красоту и гармонию отношений между человеком и лошадью, взяв себе в партнеры незнакомого коня, впервые увиденного здесь. Мы благодарны судьбе за выпавшее на нашу долю счастье и честь присутствовать на этом священнодействии великолепных трогательных и поразительно прекрасных взаимоотношений двух созданий.
Смотря на таких людей как Силк, невольно задумываешься над смыслом собственных усилий и целей, поставленных как ориентиры в жизни. Что не всегда высшие отношения являются нашим главенствующим принципом в общении. Что уж говорить о животных, которые полностью зависят от нас. Попробуйте обидеть коня!? Больно, в самое сердце!? Или нет…
Вот перед нами стандартный манеж. Для одних он свидетель побед, кто-то робеет, находясь здесь, для кого-то это ристалище собственных амбиций и притязаний, для кого-то радость жизни и трепетное соединение с частичкой природы, а что это для коня. А кто его спрашивал.
В дальнем углу проходила обычная тренировка: «пони бегают по кругу», один с утяжелителем (всадником), другой привязанный почти за самую нежную часть своего тела как воздушный шарик нарезал виражи. Казалось, он пытается отгадать для чего так нужно человеку, чтобы он это делал.
- Неужели опять просто так. Не для чего. Как всегда. - думал конь. – Выгуляет меня и поставит на место, как будто тело это я и есть. А душа?
Молодая девушка с безразлично волевым лицом, какие обычно бывают у лошадников, уставших от непрекращающейся напряженной неизвестной борьбы за право повелевать тем, кто еще при первой встрече безраздельно отдал свое сердце людям, не получала особого удовлетворения от ей же самой устроенного шоу.
- Не встречал ни одного живого на земле, кто бы умел смотреть на тебя и не видеть. Эй, что ты рассматриваешь сквозь меня? – продолжал размышлять конь. Он попытался настроиться и уловить мысли человека, к сожалению ни одна из них не касалась его.
- Наверное Моя Девочка устала крутиться на одном месте, дам ей отдохнуть. – решил он и начал притормаживать.
Взмах бича мигом вернул его к реальности, которая сводилась к слепо-глухо-немому повиновению простейшим командам без цели, упражнениям без смысла, жизни без радости, без общения с тем кого любишь.
- Я несчастлив, моя судьба быть машиной-скотиной - решил конь и перестал думать. О людях. Навсегда!?
А в другой стороне манежа застыли в предвкушении чуда несколько десятков человек. И вот появляется наш «пробный камень», граната учебная. Спортивный конь, красавец. Нервная дрожь и предвкушение сотрясают его, делая поступь еще легче, а движения еще отточеннее и грациознее. Людей он не замечает, но зато сразу установил незримую эмоциональную связь с присутствующими здесь случайно лошадьми и теперь всякий раз, когда всадник на первом коне применял в своем общении с подопечным хлыст, вздрагивал, невольно подергивая всей кожей.
Нельзя было сказать про него обычный конь, как никто не думает, что живет обычной жизнью. Если человек стремится сделать что стоящее, он не приветствует появление у себя на горизонте обычных вещей, обычных событий и обычных окружающих. Все для него важно. Так рождается ответственность вначале перед собой потом за близких. Итак, этот конь был значителен для нас и не по тому, что рядом с ним заглядывая в глаза, сидела в инвалидной коляске необычная женщина, которая уже любила его больше всех. А потому что любое другое чувство кроме уважения и любви не способно приносить счастье.
То, что происходило далее заставило всех присутствующих затаить дыхание, а выдохнуть мы смогли только спустя полтора часа. Мотоколяска Силк разрезая песок неспеша объехала вокруг коня, проверяя его реакцию на движение незнакомого предмета. Конь наблюдал, никак не проявляя своего впечатления. В руках Силк появилась толстая плетеная веревка, своеобразный чембур, но длиннее обычного на конце которого уже был привязан специальный недоуздок для мягкого контакта с головой лошади. Цепочки, металлические кольца и замки на нем отсутствовали на их привычных местах красовались ровные веревочные узлы. В случае чего их наличие было способно принести немалый дискомфорт лошади допускающей в своем поведении неадекватную реакцию на воздействие. Отвязывая недоуздок от веревки Силк обратила внимание на то, что никогда в поведении с лошадью носящих такой недоуздок нельзя допускать резких и грубых движений.
- Никаких рывков - сказала она, и прикоснувшись к голове коня сжатыми в руке веревками легко провела ими взад вперед. Ее рука скользнула дальше к шее. Как бы играя, она сначала не полностью, а затем, все увеличивая амплитуду взмаха стала набрасывать его на шею коня, продвигаясь в своих движениях от туловища обратно к голове. Когда недоуздок оказался рядом с ушами коня Силк на мгновение задержалась и вот уже в ее руках лежала ненужная теперь сбруя, а конь стоял рядом голый, если не считать наброшенной сверху тонкой веревки от недоуздка. Как иногда в цирке переживаешь за того, кто крутит сальто высоко над нашей головой без страховки или глотает огонь, мы притихли. А Силк невозмутимо привычным движением факира достающего голубей из цилиндра, нет метателя ножей, чьи руки не знают дрожи, уже уверенно завязывала последний узел обновки на голове коня. Кстати о нем. Мы перестали его узнавать. Конь стоял такой же притихший как мы, боясь сдвинуться с места и нарушить контакт с незнакомкой, лишившись тем самым неведомых доселе ощущений от все знающих, заботливых, понимающих его рук. Конь хотел продолжения. Силк повернулась к нам.
Увидев наши оторопелые лица она улыбнулась и сказала по-русски:
- Кто любит лошадей? Кто любит лошадей поднимите палец.
В рядах произошло шевеление. Сбрасывая оцепенение, охватившее нас, к нам возвращались чувства, а вместе с ними приходили, и первые мысли о том, что этот человек наверняка знает тайное слово, способное открыть вселенную для души и счастья. Одни за другими поднимались руки.
- Good. Кто не любит? Поднимите, – сказала Силк, показывая руками как нужно сделать.
- Наверное, кто-то оставил свои пальцы дома, поэтому я таких не вижу здесь – пошутила она, наклонившись к переводчице.
- Еще раз - сказала она. – Кто …. Наши руки взметнулись вверх.
- А кто не …? – спросила Силк и засмеялась.
- Если вы реально любите лошадей, вы должны вложить ваше сердце в ваши руки – сказала она, протягивая раскрытые ладони к нам. Она говорила и говорила, мешая русские и английские слова в одной фразе для приданий им еще большей доходчивости. А мы слушали и не понимали, как можно было не видеть раньше возможности ТАКИХ отношений с лошадью. Мы не верили, что это происходит: инструктору, представляющему школу Пата Парелли, победоносно существующей в мире удается, не прибегая ни к каким ухищрениям за пару минут лишить нас нашего позорного прошлого, заставив навсегда распрощаться с мыслью причинять страдания. Осталось, только как тибетским монахам взяв в руки веничек, выметать у себя из-под ног попадающихся на пути букашек.
- Учить своих лошадей вы должны своим сердцем своей добротой и мягкостью, – продолжала настаивать на нашем благородстве и человечности Силк. - Данная методика не является тренировочной программой для лошадей, это скорее тренировочная программа гуманности для человека цель которой установление контакта с лошадью, достижение ПАРТНЕРСТВА с ней.
- Я хочу рассказать вам о некоторых секретах лошадей, – совсем уже доверительно обратилась она к нам снова.
- Коню все равно, что и сколько вы о нем знаете, ему важно насколько вы хотите о нем ЗАБОТИТЬСЯ. Существует масса лжи о лошадях в этом мире. Одна из них в том, что вы должны использовать уздечку в общении с ними. Вторая ложь – натяните поводья, чтобы остановить лошадь. Третья ложь – бейте лошадь по бокам, чтобы она сдвинулась.
- Может, вы никогда не делали такое со своей лошадью, но наверняка видели, как это делают ваши соседи, - деликатно заметила Силк.
- Обычная встреча лошади и человека так и происходит, но мы никогда не начинаем с седла. Некоторые вещи нужно знать до всякой работы лошади, поскольку они является природой ее натуры. В философской основе строения мировоззрения лошади заложено сильное естественное желание освободиться от всякого внешнего воздействия на себя. Поэтому если мы окажемся позади коня он охотнее двинется вперед, если мы встанем перед конем его приоритетным желанием будет отступить от нас. То же самое происходит, если мы будет оказывать воздействие справа и слева от лошади соответственно в передней части корпуса и в задней. Реакция лошади на вас будет зависеть от того, в какой зоне вы находитесь. Так лошади общаются друг с другом в природе: при помощи языка тела и воздействия на различные зоны друг друга.
- У нас есть четыре основные стадии общения с конем. Первая on lain: научить коня общению с человеком при помощи корды, через корду. Если у вас с ним установился хороший контакт, вы можете переходить ко второй степени обучения - игре с ней на свободе. Да игре. Вы ведь никогда не идете с другом работать в футбол, вы встречаетесь с ним в надежде приятно провести время. Не отказываете в этом и своей лошади. Эти две ступени: контакт на корде и игра на свободе, приведут нас к возможности общаться с ней без повода. Ментальный чембур, установленный в этом процессе позволит вам осуществить естественное для лошади общение на языке тел без приспособлений в виде железа. Две ступени на земле, одна в седле и последняя часть, которая характеризуется умением всадника добиться от лошади сбора и выполнение элементов высшей школы, при помощи естестественно установленных между ними отношений.
- А теперь – сказала она – пожалуй, начнем наше занятие.
http://s41.radikal.ru/i093/0904/eb/6f8dcda21f4a.jpg
http://s45.radikal.ru/i107/0904/13/575bff23746d.jpg
Вот она Силк Валентин. Я много раз видел ее выступления и так не раз и не смог удержаться от слез восторга и преклонения. Я хорошо знаю ее вороного фризона Бико. Это гордый, веселый, но очень вспыльчивый жеребец. Его вечно распирает его дикая мощь, помноженная на бесконечное его же озорство. Он по сумасшедшему любит свободу, но еще больше чем свободу он любит маленькую парализованную женщину в зеленой колясочке, женщину с которой прожил почти всю свою жизнь, которая, никогда не дотронувшись до него, никогда на него не садясь, научила жеребца практически всем элементам высшей школы, превратив буяна в одно из самых потрясающих и знаменитых коней мира.

Они легко выступают и в Европе и в Америке, легко проводят открытые уроки. Залы то мертво обалдело молчат, то разрываются овациями, то плачут.

Вот они отношения. И вот то, лошадь, которая ничем не связана, лошадь, которая абсолютно освобождена, освобождена не только отсутствием недоуздков, уздечек, освобождена еще и тем недугом человека, когда человек не может даже подняться и пройти несколько шагов. И, тем не менее, лошадь остается абсолютно предана, и абсолютно послушна.

О Силк очень сложно рассказывать. Все что связано с ее болезнью и жизнью она запечатала семью печатями. Неоднократно и настойчиво запрещая мне использовать в фильме любые известные мне подробности ее судьбы. Но кое-что я могу рассказать, что разрешила Силк.
Когда она впервые встретилась с Бико, тот был обычным молодым жеребчиком, как и все молодые жеребчики убежденным, что человек это страшная пакость. А Силк сразу влюбилась в Бико. А Бико зубами выволок влюбленную Силк из ее коляски и потащил по манежу. На другой день, когда она вновь подъехала к нему, он ударил по коляске всей мощью своих задних ног. Он был готов к бою с человеком, с его веревками, железками, но совершенно не представлял себе привораживающей силы человеческой любви. Силк, пожалуй, была первым человеком, который в отношениях с конем применил самое страшное человеческое оружие, до той поры не известное лошади - это была безупречная последовательная честность в отношениях, безупречное равенство - никаких ремешков, никаких веревок, никаких железок. И еще было ее бесконечное терпение и бесконечное бесстрашие. И вороной хулиган растаял и открыл свое сердце женщине по имени Силк Валентин.

Она доказала себе и миру самое главное, доказала, что любые проблемы в отношениях человека с лошадью есть прямое следствие глупости и злобы самого человека и ничего более. Нет глупости и злобы - нет проблем