Его также называют испанской лошадью. Андалузец сыграл решающую роль в истории человека и лошадиных пород. Обширным было его влияние на европейские породы и на американские: он был среди пород, привезенных в Америку конкистадорами, где лошадь исчезла за 8000 лет до этого. Андалузец участвовал во всех крупных сражениях, отмеченных в Иберской истории первого тысячелетия, его изображение можно найти на полотнах Веласкеса и Гойи. Пленительный с первого взгляда, с очень выразительными глазами, большими, темными, проникающими в душу, глубокими - он является символом Андалузии, щедрой солнечной земли, которая смогла выковать эту благородную и очень выносливую породу.
Экстерьер
Масть обыкновенно серая, но встречается также гнедая, вороная и чалая. Голова красивая и изящная, очень выразительная, средних размеров, с прямым профилем или немного выгнутым, глаза большие и экспрессивные, с выраженными орбитальными дугами, маленькие ушки, кончики ушей вывернуты наружу, ноздри широкие, эластичные и расширенные. Шея обладает хорошими пропорциями, мощная и изогнутая, под хорошим углом присоединяется к голове и к корпусу. Спина достаточно длинная, мускулистая, гибкая, свободная при движениях. Холка выдающаяся, круп мощный и закругленный; хвост низко посажен. Грудь широкая, живот глубокий, с выпуклыми ребрами. Конечности средней длины, гладкие и сильные: предплечья мускулистые и сильные, пясти короткие и вертикальные; скакательные суставы плотные с большой мобильностью движений; бабки длинные, сухожилия подтянутые. Копыта большей частью маленькие, высокие в пятке, толстые, с рогом достаточно плотным и твердым. Кожа тонкая и эластичная. Волос тонкий и шелковистый. Хвост и грива очень характерные, пушистые, часто волнистые и длинные.
Происхождение андалузца спорное. Первое упоминание о завозе лошадей в Испанию появилось в 250 году до н.э., когда Асдрубаль, во времена завоевания Иберийского полуострова, привез в Картаджине 2000 лошадей из Нумидии (тип бербера). Джулио Чезар, в книге De bello gallico упоминает Equus ibericus, встреченный его легионами на земле Испании. Возможно, эти животные пришли из Африки по перешейку во время последней эпохи ледников. Последняя гипотеза, наверное, самая реалистичная, утверждает, что Андалузец произошел от лошадей берберов и арабов, привезенных в Испанию Мори, а затем они были скрещены с местными породами (соррайа, гаррано, галаикоастуриа-но, потток). Мусульмане оставались на полуострове с 711 по 1492 год, то есть восемь веков, за которые определилась порода андалузца, скрещенная с берберами, тевтонами (лошади германского типа) и с уже упоминавшимися местными породами. Из простого средства передвижения испанская лошадь становится прекрасным скакуном для кавалерии и высшей школы, распространенным при всех дворах Европы. В Средние века испанские королевские династии поддерживали коневодство, понимая военное значение и престиж, которые приобретала эта порода. В 1476 году разведение было доверено монахам-картезианцам Хереса делла Фронтера, которым обязана своей чистотой современная порода. Ее селекционировали с умом и заботой, защищая любыми способами самые чистые экземпляры, отказываясь от гибридов, поэтому если кто-то не соблюдал при разведении их строгих критериев, это даже могло повлечь за собой отлучение от церкви. Это стало большой удачей андалузца. Но в период царствования Филиппа III директор Королевского питомника Иероним Тиути скрещивал без всяких критериев чистых андалузцев с норманнами, датчанами и неаполитанцами, создавая гибриды, медленные и тяжелые. Другая неудача последовала от Наполеона, который приказал выкрасть для себя лучшие оставшиеся образцы. К счастью, монахи спрятали часть племенного стада в картезианских монастырях, и до сих пор лучшие линии крови происходят от лошадей, когда-то выращенных монахами. Им также обязана своим появлением порода картезианец, родственная андалузцу.
Использование
Быстрый конь, очень сильный и выносливый, его движения отличаются горделивостью и динамизмом, ход рельефный и живописный. Великая «модель» высшей школы, которая задавала образец движений лошади и посадку всаднику, в прошлом пользовалась большим спросом при дворах Европы для конных упражнений. Но андалузец занимался также и менее благородным трудом вместе с волами: до сих пор его нагружают vaqueros, как это происходило сто лет назад. Все же самая большая слава андалузца - это слава основателя и усовершенствователя других пород. В течение 300 лет, до конца XVIII века, его влияние на другие европейские и американские породы было значительным. В Европе его кровь можно найти в родоначальниках таких пород, как, например, кладрубер, липиццано, нониус, альтер-риал, лузитано, ганновер, голстин, ольденбург, фредериксборг, кливлендская гнедая, коннемара, уэльс коб, фриз, хэкнэ, старый норманд и орловский рысак. Завезенный Христофором Колумбом и испанскими конкистадорами в Новый Свет, андалузец оказал влияние на все американские породы, в особенности на Криолло и Квотерхорс.