Бербер занимает важное место в истории лошади, благодаря его участию в формировании большой части современных лошадиных пород. Несмотря на бесспорное скрещивание с соседом арабом, его генетическая доминанта сохранилась в веках: профиль его строения и характер имеют мало (или ничего) общего с арабом. Он необычайно сильный и плотный, развивает большую скорость на коротких дистанциях. Это типичная лошадь народа туарег, живет с ними уже несколько тысячелетий и так же, как и они, отличается гордостью и боевым духом. Вместе с арабом и ахалтекинцем, бербер -классический конь пустыни, который отличается выносливостью к жаре, засухе и большим перепадам температур.
Экстерьер
Масть может быть гнедой, темной гнедой, рыжей, вороной и серой; шкура очень тонкая с коротким волосом, тонким и блестящим; хвост и грива обильные и спадающие. Голова выразительная: чаще всего длинная, с прямым профилем, с узким строением черепа, которое вызывает в памяти форму примитивных лошадей; глаза большие и живые, уши внимательные и подвижные, ноздри широкие. Шея изогнутая, средней длины, с хорошо развитой мускулатурой. Холка выразительная, спинопоясничная линия короткая и прямая, круп мускулистый и наклонный, низкая посадка хвоста Спина длинная, мало выгнутая и прямая. Живот широкий и компактный; грудь не слишком развернутая, закругленная. Конечности длинные и плотные: предплечья изящные и плавно переходящие в спину, пясти тонкие, компактные и вертикальные; скакательные суставы широкие и сильные, сухожилия частые и сухие. Копыта маленькие, скорее узкие, цоколь очень удароустойчивый.
Страна его происхождения - регион Северной Африки, когда-то называемый Берберией. Наскальные рисунки, восходящие к 1200 году до н.э., найденные в пещерах Сухары на возвышенности Тессили в Ажере (территория, где живут туареги, исторические всадники берберов), изображают лошадей, колесницы и всадников. Происхождение этих животных неизвестно: они могли быть предками бербера, но невозможно определить, были ли они местного происхождения, или завезены захватчиками, например критянами, греками и финикийцами. Также бербер мог произойти от популяции диких лошадей побережья Средиземного моря, укрывшихся от ледников, которые заняли территорию до Северной Африки, чьи берега не были покрыты льдом. Без сомнения, эта гипотеза очень привлекательна также и потому, что если это было так, то бербер имеет очень древние корни, такие же, как у араба, а может, и более. Берберы нумидийской кавалерии упоминаются в произведениях греческих историков Геродота (485-425 годы до н.э.) и Страбона (63-20 годы н.э.). Когда в VII веке арабы завоевали Северную Африку, они принесли туда не только свою культуру, религию и язык, но также и своих знаменитых лошадей (арабов) и строгие правила их выращивания. Очевидно смешение араб-бербер, которое по сей день часто применяется и является очень продуктивным. Что удивительно, несмотря на смешение, кровь араба не стала доминировать над бербером: последний имеет большую голову, выпуклую, длинную и узкую, с широкой мордой и лбом, и тем самым сильно отличается от араба (у того голова маленькая, тонкая, с вогнутым профилем). Круп бербера более наклонный, спина ровная, с маленькой выпуклостью, посадка хвоста гораздо ниже. Наконец, очевидна разница в характере: араб более послушен и добродушен, чем бербер, который часто демонстрирует переменчивое настроение и пугливость.
Бербер - все же порода, складывавшаяся веками с ненарушенной генетической доминантой: это лошадь пустыни, то есть селекцию проводила сама природа среды его обитания, закалив его тело и характер. С точки зрения экстерьера порода не очень красива, однако этот конь отличается изяществом, легкостью и быстротой движений, особенно в скачках на короткие дистанции. Он не обладает плавностью и легкостью араба, но его шаг гибкий и энергичный, что сочетается с живым темпераментом, вы носливостью и храбростью. Это не рано созревающая лошадь: она достигает своего полного развития в возрасте 6 лет, но зато очень плодовита и живет долго.
Использование
Когда мусульманские войска захватили Испанию в VIII веке, большая их часть состояла из солдат-берберов с их быстрыми конями. В Испании арабы оставались до конца 1492 года, и берберийская лошадь сыграла большую роль в становлении породы андалузцев. Его влияние на европейские породы значительно: помимо андалузской, французского селя и англо-арабской пород, его кровь присутствует в баден-вюртеммберге, в голистинской, в кладруберской, в лузитано, в камаргву. Лошади с кровью бербера были завезены конкистадорами в Америку: из 16 пород, завезенных в Мексику хернаном Кортезом, многие были по происхождению или скрещиванию берберами. Все американские породы имеют на себе отпечатки влияния бербера: криол, моргай, мустанг и перувийский пасо. Определяющим было вмешательство бербера в формирование породы чистокровного английского скакуна: североафриканские лошади, называемые англичанами «барбарами» или «барб», были завезены Королевским питомником уже во время царствования Ричарда II (XIV век), любимым конем которого был бербер Рыжий. Много восточных пород было задействовано в Англии в XVII веке, чтобы вывести более быстрых животных для участия в скачках. В XVIII веке, в период окончательного формирования чистокровной породы, были завезены многие лошади сирийской, турецкой и берберской пород. Самая знаменитая лошадь была завезена из Туниса: Годольфин Ара-биан, называемый также Годольфин Барб, по месту своего происхождения и принадлежала берберийской породе. Она была одним из трех основателей породы чистокровной верховой (другие два были Байерлей Тюрк и Дарлей Арабиан) и передала всем своим потомкам изысканность, поджарый экстерьер и способность большой скорости. Жеребцы бербера были самыми известными лошадьми в Алжирском кавалерийском корпусе Спаи, организованном в 1834 году. Со временем численность этой породы значительно сократилась, несмотря на то, что на ее исторической родине порода продолжает выращиваться в чистоте: хранителями этой традиции до сих пор являются туареги. Берберов также выращивали в чистоте в Королевых конюшнях в Марокко и в Константине, в Алжире. Там все осталось нетронутым и неизменным в веках: седло с сидушкой и высокой лукой, никогда напрямую не касающеея лошади, а изолированное дорогим покрывалом, которое используется также как нагрудник и шьется из вышитого полотна. За сбруей - особый уход, ее поводья и изголовье украшены ракушками, камнями и золотом. Удила лошади имеют форму кольца, по восточной традиции. Интересно наблюдать наряд берберских всадников, которые галопируют, приподнимаясь в седле с коротким стременем, инстинктивно используя посадку, которую сейчас применяют во многих соревнованиях, от гладких скачек до состязаний по конкуру.