Высшая школа верховой езды – это вид спорта, в котором всадник демонстрирует искусство управления лошадью на различных аллюрах. Этот вид спорта включен в программу Олимпийских игр и относится к классическим видам конного спорта. В настоящее время высшая школа верховой езды доступна не только для спортсменов-профессионалов, но и для любителей.
Соревнования по выездке заключаются в демонстрации искусства управления лошадью и включают в себя как элементы манежной езды, так и специальные выездковые упражнения. Всадник должен продемонстрировать хорошую подготовку лошади и умение тонко управлять ею. Именно в выездке достигается полное взаимопонимание всадника с лошадью.
Для более искусного управления лошадью на нее одевают мундштучное оголовье. В этом случае на рот лошади кроме трензеля воздействует еще и металлический мундштук. Он располагается на беззубой части рта лошади ниже трензеля. Специальная цепочка (или ремешок), прикрепленная к кольцам щечек мундштука, усиливает его давление. При езде на лошади с мундштучным оголовьем всадник разбирает в руках четыре повода: два трензельных и два мундштучных, которыми работает раздельно. Пользоваться мундштучным оголовьем может только очень опытный всадник.
Соревнованиям по выездке предшествуют организационные мероприятия, такие как: мандатная комиссия (которая проверяет документы), выводка (на которой проверяется состояние здоровья лошадей) и жеребьевка (на которой определяются номер выступления конника).
Соревнования происходят либо в закрытом манеже, либо на ровной площадке с травяным или песчаным покрытием. Размер площадки составляет 20 на 60м. Вдоль длинных и посередине коротких сторон площадки устанавливаются подставки с буквами, по которым спортсмен определяет где начинать и где заканчивать то или иное упражнение.
Площадка для проведения соревнований по выездке
На рис. площадка для проведения соревнований по выездке, где:
а - кабина старшего судьи,
б - кабины боковых судей,
в - кабина счетной комиссии,
г - изгородь манежа,
д - разъемная часть изгороди для въезда и выезда всадника.
Всадник должен соблюдать последовательность выполнения элементов высшей школы верховой езды и уложиться в определенное время. Количество элементов, степень их сложности, переходы от одного к другому и составляют отличие одной программы от другой. Выступление в зависимости от программы занимает от 7 до 10 минут. Стандартная же разминка длится около получаса. Она предназначена для подготовки мышц и сухожилий лошади, ее нервного аппарата к нагрузкам. Только после этого возможна работа на сбор, сгибания и прочее. Бывает, что разминку удлиняют, учитывая индивидуальные особенности животного.
В подготовку к соревнованиям также входит изучение схемы предстоящей езды, которая регламентирует абсолютно все движения всадника в манеже и указывает, на что именно ему следует обратить внимание при выполнении элементов. Спортсмен должен заучить эту схему и строго ей следовать во время выступления. Исполнение каждого упражнения судьи оценивают по десятибалльной системе, затем результаты всех судей складываются и получается общая сумма баллов выступающего на лошади спортсмена. Особенно ценится легкость выполнения лошадью упражнений, плавность переходов от одних элементов к другим. При этом для зрителей остается незаметной напряженная работа всадника – кажется, что лошадь сама, по своей воле выполняет сложнейшие элементы.
За нарушение последовательности программы, превышение установленного времени и ошибки в исполнении упражнений судьи вычитают из общей суммы баллов штрафные очки. Победителем в личном первенстве становится всадник, набравший набольшее количество баллов. В командном первенстве учитывается общая сумма баллов всех участников команды. В этом случае тоже необходимо набрать наибольшее число баллов.
Программа выступления каждого спортсмена состоит из показа естественных и искусственных движений лошади. В течении первой половины выступления обычно выполняются естественные, а потому и более легкие для лошади движения. При выполнении естественных движений всадник демонстрирует доведенные до совершенства те из них, которые присущи лошади от природы: различные виды шага, галопа, рыси. Они должны выполняться четко, красиво и по первому требованию всадника.
Вторая половина программы много сложнее, поскольку ее основу составляют искусственные движения, не свойственные лошади на свободе и выработанные у лошади специальными тренировками. Многие искусственные движения в настоящее время исключены из соревнований по выездке и демонстрируются теперь только в цирке или во время каких-либо показательных выступлений. К ним относятся такие элементы, как испанский шаг (его еще называют школьный) и испанская рысь, являвшиеся ранее одними из основных элементов выездки. Эти и некоторые другие искусственные элементы теперь не включают во многие программы по выездке, поскольку в настоящее время выездка ориентирована на совершенствование естественных аллюров лошади и тонкости управления. Несмотря на это, современная выездка не стала проще или "скучнее" – это один из тех видов спорта, которые можно без колебаний назвать искусством. Не стоит считать высшую школу верховой езды чем-то простым и неинтересным только потому, что она не требует от всадника умения преодолевать высокие препятствия или носиться на лошади карьером.
О хорошем качестве движения специалисты говорят в том случае, если лошадь идет под всадником на всех аллюрах, во-первых, с каденцией, то есть в ясно выраженном и отчетливом ритме, а во-вторых, с импульсом (в данном случае под импульсом понимается желание животного двигаться вперед, его внутреннее здоровое стремление проявить свою энергию в движении). Например, на рыси при хорошем качестве движения судьи должны видеть четкое и ритмически ровное диагональное движение конечностей, пружинящие скакательные суставы, которые принимают на себя нагрузку, особенно на собранной рыси. Качество движения считается неудовлетворительным, если нарушается ритм, удлиняется фаза подвисания, нарушается "рамка" лошади (становится трапециевидной), появляется скованность, а из-за нее "дерганые", неэластичные движения.
По правилам так называемые общие оценки спортсменам на выступлениях ставят за аллюры (их свобода и равномерность), за импульс, за повиновение (внимание и доверие лошади, гармония и легкость, непринужденность движений, повиновение действиям трензеля и мундштука, легкость передних ног). Оценивается также посадка конника, правильность применения им средств управления конем, он должен уметь свободно и четко переводить лошадь с аллюра на аллюр, на каждом аллюре добиваясь от лошади правильного темпа и четкого ритма движений.
В высшей школе верховой езды различают следующие элементы:
*
остановки – полная неподвижность лошади, ровно опирающейся на все ноги;
*
осаживание – лошадь отступает назад, двигаясь прямолинейно, не закидывая круп в сторону, не семеня и не сбиваясь с темпа;
*
перемена ног на галопе – не изменяя темпа движения лошадь должна перейти с галопа с правой ноги на галоп с левой ноги, меняя их в воздухе в момент подвисания. Перемена ног на галопе исполняется через четыре, три, два или один темп;
*
вольты – движения лошади по кругу диаметром 6 метров;
*
пассаж – сокращенная, укороченная и ритмичная рысь. Плавные четкие подъемы и опускания диагональных пар ног создают впечатление замедленного, ритмичного танца. Лошадь выполняет пассаж правильно, если край копыта поднятой передней ноги поднимается на уровень середины пясти передней опорной ноги, а копыто задней - на высоту нижней трети плюсны задней опорной ноги. Несмотря на то, что пассаж - укороченная, собранная рысь, при движении должен присутствовать элемент подвисания, лошадь должна двигаться с хорошим импульсом и в очень точном ритме. Изредка встречаются лошади, от природы способные к такому движению и выполняющие пассаж при свободном беге;
alt
*
пиаффе – аналогичное пассажу упражнение, но лошадь "танцует" на месте без движения вперед. Выполняется при сильном сборе, задние ноги должны быть хорошо подведены под корпус, чтобы обеспечить свободу движений переда. При исполнении пиаффе лошадь сохраняет постоянный контакт с поводьями и должна быть готова двинуться вперед, как только ослабнет их сдерживающее действие;
*
пируэт – повороты на задних ногах, при этом лошадь при движении описывает круг диаметром равным длине корпуса лошади. Лошадь должна быть слегка согнута в направлении поворота. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, являющейся осью поворота. На каждом такте движения внутренняя задняя нога поднимается и опускается точно в свой след. Выполняют пируэт на шагу или на галопе в состоянии сбора лошади, а также на пиаффе. Кроме полного пируэта, выполняется еще полупируэт, при котором лошадь выполняет поворот не на полный круг, а на половину круга. Пируэт исполняется при максимальном сборе с сохранением импульса движения и требует от всадника умения правильно сочетать работу всех средств управления и воздействия на лошадь. Особенно серьезно наказывают судьи всадников за нарушение трехтактности галопа, скованную мускулатуру лошади (это заметно по шее животного), явное сопротивление в затылке, качание головой, осаживание на пируэте.
alt
*
принимание – общее название элементов манежной езды, при которых лошадь перемещается вперед и вбок, постоянно сохраняя параллельное положение своего тела относительно ограждения манежа, при этом ноги ее перекрещиваются;
alt
*
траверс – лошадь идет вдоль средней линии или стенки манежа под углом 30 градусов, при этом ее корпус согнут вокруг внутреннего шенкеля и направлен в сторону движения, а наружные ноги лошади перекрещиваются впереди внутренних;
*
ранверс – движение обратное траверсу, при котором лошадь движется под тем же углом к прямой линии, но при этом ее передняя часть отклонена во внутреннюю сторону, а внутренние ноги перекрещиваются впереди наружных;
*
движение плечом внутрь – лошадь также двигается под углом 30 градусов к прямой линии, переступая внутренними ногами впереди наружных. При этом корпус ее слегка согнут вокруг внутреннего шенкеля, а голова повернута в сторону, противоположную направлению движения;
alt
*
плие – манежное упражнение, исполняемое на галопе, в положении плечом внутрь. При этом лошадь согнута в направлении движения, передние ноги сдвинуты внутрь манежа, внутренние ноги ступают впереди наружных. Это упражнение дает особенно большую нагрузку на ноги лошади, поэтому выполняется с частой переменой направления и непродолжительное время.
Правильное выполнение боковых движений требует продуктивной, сложной и кропотливой подготовительной работы, но именно от качества выполнения упражнений этой группы зависит, в конечном итоге, уровень выступления, поскольку большая часть элементов высшей школы верховой езды построена на боковых движениях.
*
испанский шаг - лошадь попеременно поднимает и вытягивает почти до горизонтального положения выпрямленные в путовом и запястном суставах передние ноги и плавно ставит их на землю;
*
испанская рысь – движение пассажем с высоким выносом передних ног, выпрямленных, как при исполнении испанского шага;
*
галоп на трех ногах – галоп, при котором одна передняя нога лошади все время вытянута вперед и не касается земли. В настоящее время этот элемент не включается в программу высшей школы верховой езды и исполняется только в цирке.