Драйвинг - это соревнования экипажей, запряженных одной, двуми или четырьмя лошадьми, в зависимости от класса упряжек. Управляют экипажами 2 человека - драйвер (не моложе 16ти лет) и грум (не моложе 14ти лет), который помогает драйверу держать баланс экипажа, вписываться задними колесами в повороты, а также указывает дорогу.
Соревнования по драйвингу включают три вида: соревнования A - дрессаж (манежная езда), соревнования B - марафон (по пересеченной местности) и соревнование C - паркур (преодоление конус-препятствий). В этом плане драйвинг напоминают верховое троеборье. Чаще всего соревнования проводятся в три дня. Иногда в соревнования включают только два вида, но в любом случае марафон является обязательным.
Победителем считается участник, набравший минимальное количество штрафных очков во всех трех видах соревнований.
Дрессаж проводится на стандартной огороженной площадке размером 40x100м (или 40х80) с ровным травяным покрытием. В этом соревновании демонстрируется съезженность всех лошадей в упряжи и синхронность их движений. Оценивается правильность и производительность аллюров, импульс, а также управляемость при выполнении различных фигур. Лошадь должна реагировать на малейшую, незаметную для окружающих, работу вожжей, а использование голосовых команд судьями не приветствуется.
Кроме того, оценивается точность и общий контроль за лошадьми, а также костюмы участников, экипаж и образ в целом. За выезд на площадку без головного убора или фартука начисляются штрафные очки.
Особую роль играет хлыст в руках драйвера. Так как драйвер не имеет средств управления кроме вожжей, то, например, для того, чтобы лошадь изогнулась при повороте, и вошла в него как можно плавней, он придерживает зад лошади используя хлыст. Его отсутствие также наказывается штрафными баллами.
В дрессаже грумы не играют важной роли, они просто сидят рядом или сзади драйвера, дополняя общую картину. В случае разъединения какой-либо части упряжи они могут спешиваться для устранения неполадок. Однако спешивание грумов наказывается штрафными очками.
В дрессаже экипажи должны быть сделаны под старину или под определенный стиль, которому следуют участники, быть оборудованы фонарями и задним светом (или рефлекторами) и сиденьем для грума. У экипажа может быть как 2, так и 4 железных или обрезиненных колеса. Минимальная колея (измеряется по внешней стороне задних колес) должна быть 138см.
В марафоне проверяются пригодность, выносливость и тренированность лошадей, а также навыки и мастерство участников. В этом соревновании выделяются 5 отрезков:
*
отрезок A - кросс по пересеченной местности, аллюр свободный с расчетной скоростью 15 км/ч. Максимальная дистанция этого отрезка составляет 7 км. На всем его протяжении располагаются наблюдатели, которые отслеживают правильность прохождения маршрута.
* отрезок B - прямой шаговый отрезок без спусков и подъемов, максимальная протяженность которого составляет 1 км, а минимальная 800м. Расчетная скорость 7 км/ч. После прохождения этого отрезка лошади проходят ветеринарный осмотр, и отдыхают 10 минут.
* отрезок C - скоростной отрезок, максимальной протяженностью 4 км, который преодолевается рысью. Расчётная скорость 19 км/ч. Отрезок должен быть прямым и ровным (как отрезок В).
* отрезок D - еще один шаговый отрезок, по завершении которого проводится ветеринарный осмотр и устраивается обязательный отдых.
* отрезок E - самый длинный и наиболее зрелищный отрезок, максимальная протяженность которого составляет 9 км. Расчетная скорость 14 км/ч. На этом отрезке экипажам необходимо преодолеть препятствия (от 5ти до 8ми) с разрушаемыми элементами.
Для прохождения отрезков устанавливается лимит времени, участники превысившие лимит исключаются из соревнования.
Экипажи для марафона должны быть на 4х колесах и иметь сзади место для грума (в классе четвериков необходимо наличие 2-ух грумов). Экипажи должны быть не столько красивыми, сколько практичными - основное их достоинство это прочность, устойчивость и маневренность. Минимальная ширина колеи экипажа 125 см. Стиль одежды в марафоне также не играет большой роли, фартук и перчатки могут вовсе отсутствовать, но наличие головного убора и хлыста обязательны.
В паркуре проводятся испытания лошадей на хорошую физическую подготовку, подчиняемость и гибкость после марафона, а также проверка мастерства участников. Экипаж (на арене не менее 70х120м) должен пройти маршрут из максимум 20ти препятствий, ширина которых чуть больше регламентированной ширины колеи экипажа.
Препятствия представляют собой специальные конусы, высотой не менее 30 см, который при задевании падают на землю. Комбинированные препятствия могут быть построены из маркеров или элементов конкурных препятствий, высотой от 40 до 60 см. Разрушение любого элемента препятствия наказывается штрафными очками.
Маршрут паркура прокладывают так, чтобы на большей части дистанции участники могли сохранять достаточно быстрый темп движения, однако он предусматривает довольно резкие поворот. Участники знакомятся с маршрутом не позднее, чем за 1 час до начала соревнований.
Существует 2 типа этих соревнований:
* на ошибку - паркур проводится с учетом штрафных очков за разрушение препятствий и превышение нормы времени. Соревнования могут проводиться в один или два гита (круга) с переездкой. Ко второму гиту допускаются участники с нулевым количеством штрафных баллов. Если у нескольких участников (претендующих на первое место) равное количество штрафных очков, то должна проводиться переездка.
* на время - паркур проводится на основе учета времени в секундах, которое требуется участникам для завершения маршрута, а все штрафы за допущенные ошибки переводятся в штрафные секунды.
В паркуре используется тот же экипаж, что и в дрессаже. Такие же и требования к одежде и общему стилю запряжки.
В драйвинге принимают участие лошади с 6-ти лет в классе одиночек и 4-5 летнего возраста (в зависимости от категории соревнований) в остальных классах.
Драйвинг - молодой вид конного спорта, он был признан Международной Федерацией конного спорта (FEI) в 1970 году, а в России появился только в 1998 году. Эти соревнования очень красивы и привлекают большое количество зрителей.
Несмотря на молодость в драйвинге существует много традиций. Так, например, после завершения крупных турниров, маршрут паркура пытаются пройти спонсоры соревнований, которые берутся за вожжи, а в роли грумов выступают драйверы