Его называют также картухо или картухано, это типичный андалузский конь. В его формировании решающую роль сыграли монахи-картезианцы, следившие за чистотой породы, которая по своей модели напоминает восточного коня, обладая изяществом и большой живостью движений.
Экстерьер
Цвет масти почти всегда серый всех оттенков, редко рыжий и вороной. Голова маленькая и легкая, с немного выпуклым профилем, хорошо связанная с шеей, с широким лбом, большими и выразительными глазами, с короткими и подвижными ушами. Шея пропорциональная, мускулистая и изогнутая, хорошо привязанная к телу. Холка немного приподнятая, пояснично-спинная линия прямая и короткая, круп закругленный с высоким положением хвоста, который поднимается при движениях. Живот глубокий, грудь широкая и спина длинная, под правильным углом. Конечности тонкие, с правильной постановкой; предплечья средней длины, хорошо вставлены в спину, пясти короткие, но толстые, скакательные суставы широкие и подтянутые, под хорошим углом, сухожилия сильные и плотные, бабки длинные и не слишком изогнутые. Копыта достаточно маленькие с роговой мозолью, сильной и выносливой
История
Традиционно происхождение картезианца датируют началом XVIII века, когда в одном городке рядом с Херес де ла фронтера два брата кузнеца, Андреас и Диего Замора, купили у проезжего солдата жеребца, который, покрыв их кобыл, стал отцом прекрасного жеребенка, Эсклаво, темно-серой в яблоках масти, с пышной и текучей гривой, с легким ходом и прекрасным характером. Эсклаво оказался замечательным производителем, и жеребята братьев Замора, известные как заморанос, или лошади солдата, стали очень популярны. Продолжением разведения этой породы занялся Педро Пикадо, который до смерти братьев Замора управлял предприятием, а затем передал его братьям-картезианцам. Те, в свою очередь, посвятили себя методологии разведения этой породы, зафиксировав в ней морфологические черты андалузца и некоторый вклад араба и бербера: результатом стал легкий, гармонично сложенный и очень красивый конь.
Использование
Сейчас картезианца разводят в государственных конюшнях Кордовы, Бадахос и Херес де ла Фронтера. У него послушный характер, он приспособлен к любому виду выездки: грациозный и легкий в движениях, с удобным, приятным ходом, копыто очень устойчивое. Пастухи и крестьяне Андалузии широко использовали этого коня, в том числе в упряжке.